БХК звярнуўся ў Генеральную пракуратуру, Следчы камітэт і Вярхоўны суд з нагоды катаванняў у дачыненні да Дзядка, Латыпава і іншых

7.07.2021

Белорусский Хельсинкский Комитет обратился в Генеральную прокуратуру, Следственный комитет и Верховный суд по поводу пыток в отношении Николая Дедка, Степана Латыпова и других. 

Также БХК направил в Генеральную прокуратуру и Следственный комитет заявление правозащитных организаций с требованием возбудить уголовное дело в связи с с шокирующими подробностями применения сотрудниками ГУБОПиК пыток и жестокого обращения, озвученными Николаем Дедком в суде 1 июля 2021 года. 

Обращение подано в форме сообщения о преступлении в соответствии со статьей 170 УПК Республики Беларусь. Согласно ей одним из поводов для возбуждения уголовного дела является сообщение о преступлении должностных лиц государственных органов, а также иных организаций.  

Кроме того, БХК просит проинформировать, какие меры приняты Следственным комитетом и Генпрокуратурой по многочисленным заявлениям и сообщениям о пытках и жестоком обращении в августе 2020 и в последующие месяцы.  

Напомним ранее, в августе 2020 года, БХК требовал возбуждения уголовного дела по фактам массовых пыток задержанных, а также пытался инициировать создание парламентской комиссии.  

БХК также направил заявление правозащитных организаций в Верховный Суд с просьбой обратить внимание судей на заявления о пытках, которые озвучивают обвиняемые в судах. Мы напомнили, что согласно Уголовно-процессуальному кодексу Республики Беларусь доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения. Согласно взятым международным обязательствам по Конвенции против пыток Республика Беларусь должна обеспечить, чтобы любое заявление, которое, как установлено, было сделано под пыткой, не использовалось в качестве доказательства в ходе любого судебного разбирательства.

В своем обращении в Верховный Суд мы подчеркиваем, что заявление правозащитных организаций ни в коей мере не следует рассматривать как вмешательство в деятельность судов при отправлении правосудия. Оно служит исключительно защите общественных интересов, прав и свобод граждан.